Камерный театр Малыщицкого
Театр с необычной организацией сценического пространства и зрительного зала, где действие разворачивается в шаге от зрителя.
В этом театре зрители сами выбирают места — сесть можно там, где понравится, и отовсюду будет отлично видно и слышно. Здесь нет ни сцены, ни занавеса — ничего привычного. Игра артистов видна в мельчайших подробностях. Зрительские места расположены с четырёх сторон, и, приходя на один и тот же спектакль несколько раз, можно увидеть его с разных ракурсов — получится несколько разных спектаклей. Для каждой постановки пространство зала организуется по-своему, но зрители неизменно становятся участниками происходящего — случайными актёрами.
История театра началась в 1969 году, когда Владимир Афанасьевич Малыщицкий организовал студенческий самодеятельный театр «Studio» в ЛИИЖТе — сегодняшнем Университете путей сообщения императора Александра I. Театр вскоре завоевал популярность, год от года рос и крепчал, а в 1980-м превратился в Молодёжный театр на Фонтанке — тот, что сегодня находится в Измайловском саду. И театр расцвёл. Расцвёл, бросив вызов идеологическим требованиям того времени, и в 1983 году Малышицкого уволили.
Но неутомимый режиссёр, настоящий творец, не отчаялся. Снова начав с театральной студии, он дорастил её до Камерного театра на улице Восстания, который не имеет аналогов в Петербурге. Здесь каждый день рождается легенда.
Основателя театра Владимира Малыщицкого не стало в 2008 году. В свой последний день он репетировал спектакль «Горячее сердце», несмотря на то, что был серьёзно болен, и приходилось не раз вызывать скорую. Последний спектакль остался незаконченным. Владимир Малыщицкий был уникальным человеком, создателем пяти (!) театров. Первым из них был театр города Никеля Мурманской области. Малыщицкий создал его в середине 1960-х на пустом месте, а через год театр выехал на гастроли в Норвегию — по тем временам это было нонсенсом, настоящей сенсацией.
Камерный театр Малыщицкого остаётся верен заветам своего основателя, который видел театр как особую необходимую для людей форму бытия. Открытый разговор на важнейшие темы и близость к зрителю были первоочередными для режиссёра, ставшего петербургским классиком. Сегодня в Камерном театре создают именно такое искусство.